Во время своих путешествий я стараюсь по возможности находить и посещать авиационные музеи в разных странах мира. В данном обзоре речь пойдет об одном из самых известных из них - главном авиационном музее США, официально имеющим название "Национальный музей авиации и космонавтики" (National Air and Space Museum).
Содержание
История музея
Американский музей авиации и космонавтики является одним из старейших в мире. Он был открыт в 1946 году под более коротким названием "Национальный музей авиации". Упоминание космонавтики было добавлено к названию музея в 1966 году.
Основателем музея выступил Смитсоновский научно-исследовательский институт - государственное научное и образовательное учреждение США, учрежденное еще в далеком 1846 году. Поэтому музей еще неформально называют "Смитсоновский музей авиации".
Где находится Смитсоновский музей авиации
Под патронажем Смитсоновского института в центре американской столицы (город Вашингтон) был построен целый музейный квартал. Почетное место на мемориальной Национальной аллее в сердце США, занял авиационный музей, который располагается всего в нескольких сотен метров от Капитолия - здания конгресса США.
Нужно сразу сказать, что американский Национальный музей авиации и космонавтики имеет несколько площадок. В данном обзоре описывается его основное здание, представляющее из себя крытый павильон в центре Вашингтона. Еще одна большая открытая площадка располагается в аэропорту Вашингтона. Там выставлена крупная техника. А в центре Вашингтона представлены более старые и редкие экспонаты.
Внутри здания экспозиция разбита на несколько выставочных залов, сгруппированных по разным темам истории развития авиации. Посмотрим теперь на некоторые экспонаты музея поближе.
Рождение авиации
Начнем с истоков авиации. Первый в мире самолет «Флайер-1», на котором братья Райт 17 декабря 1903 года совершили первый управляемый полет летательного аппарата с установленным двигателем. Этот исторический полет длиной около 30 метров продолжался всего 12 секунд.
Очевидно, в музее представлена полноразмерная копия первого в мире аэроплана. Но выполнена она с абсолютной исторической точностью.
Экспозицию, посвященную пионерам авиации братьям Райт дополняет один из первых авиационных двигателей. После успешных первых полетов братья образовали авиастроительную компанию. Которая, впрочем, не стала успешным предприятием.
Еще один знаковый аэроплан конструкции француза Луи Блерио. На самолете Blériot XI был совершен первый перелет через пролив Ла-Манш. Состоялось это событие 25 июля 1909 года.
Первая мировая война
Мощный импульс развитию авиации придала Первая мировая война. В те годы аэропланы начали обретать черты, ставшие классикой для винтовых самолетов на десятилетия вперед.
Истребители Первой мировой войны:
Экспонаты дополнены историческими сценками, оживляющими осмотр. Вот, например, техники обслуживают самолет на аэродроме:
А это разведчик ведет аэрофотосъемку в небе:
Не забыты и труженики авиационной промышленности. В годы Первой мировой войны производство самолетов вышло на промышленные масштабы.
Конструкция аэроплана 1910-х годов:
Золотой век авиации (1920-30е гг.)
Период между двумя мировыми войнами стал "золотой эпохой" авиации. Это время авиаторов-пионеров и рекордсменов. Ко многим самолетам той поры можно добавлять слово "первый" по каким-либо признакам.
Гидроплан Curtiss R3C-2, победитель гонок на Кубок Шнайдера 1925 года. Тогда в этих соревнованиях участвовали самые скоростные самолеты в мире, а гидропланы опережали по скорости колесные конструкции. Этот Кертис показал на гонках 1925 года скорость 374 км/ч.
Знаковый самолет для истории авиации - Ryan NYP, более известный как "Spirit of St. Louis" (дух Сент-Луиса).
На этом одноместном самолете американский авиатор Чарльз Линдберг 20-21 мая 1927 года совершил свой знаменитый перелет из Нью-Йорка в Париж, став первым человек в одиночку по воздуху пересекшем Атлантику.
Далее самолет "Polar Star" (Полярная звезда) Линкольна Эллсворта. На этом аппарате известный полярный исследователь совершил в 1930-х годах несколько перелетов в Арктике.
Следом еще одна легенда - красная Локхид "Вега" Амелии Эрхарт. На этом самолете знаменитая американская летчица с 1928 по 1935 гг. совершила большое количество знаковых перелетов. Пересекла Атлантический и Тихий океаны, установила несколько мировых рекордов, завоевала ряд наград в воздушных гонках.
Гоночный самолет Hughes H-1 Racer еще одного американца Говарда Хьюза известен по голливудскому фильму "Авиатор". Самолет известен тем, что в 1935 году установил рекорд скорости и стал самым быстрым самолетом в мире, разогнавшись до 567 км/ч.
Классика гражданской авиации
"Золотая" эра 1920-30х годов также дала старт развития гражданской авиации. Именно тогда появились первые в мире авиакомпании, некоторые из которых дожили и до современности.
В Смитсоновском музее авиации представлена большая и интересная экспозиции, освещающая этот исторический период.
Первые авиакомпании появились в разных странах мира в 1920-х гг. Настоящих самолетов с той поры почти не сохранилось. В музее они больше представлены в виде макетов.
Вот так, например, выглядел салон пассажирского авиалайнера конца 1920-х гг.:
Дальние межконтинентальные полеты тогда осуществлялись на гидросамолетах, колесные авиалайнеры еще не умели летать так далеко. Летающие лодки для таких длинных маршрутов выглядели чем-то средним между самолетом и кораблем.
Прообраз будущих авиакасс - городское бюро путешествий начала 1930-х гг.
В те времена у авиации стояла задача перетащить пассажиров с железной дороги. Стенд в музее демонстрирует рекламные объявления, показывающие преимущества самолета перед поездом. Главный акцент сделан на экономии времени и романтику от полета.
Авиапутешествия были делом весьма рискованным для пассажиров. И страховые компании хорошо зарабатывали на продаже страховок, которые можно было оформить даже в автоматах перед вылетом. Образец такого автомата на фото ниже.
В первые годы своего существования авиакомпании зарабатывали деньги на перевозке почты и срочных грузов. Для них строились специальный почтовые самолеты. Как, например, PA-5 Mailwing, созданный в 1927 году. Этот самолет Вы можете увидеть на следующей фото.
Спрос рождает предложение. И всего за каких-то 3 года почтовые самолеты стали больше похожими на гоночные. Ниже представлен скоростной Northrop 4A Alpha разработки 1930 года. В таком виде он возил почту в составе авиакомпании TWA.
Теперь несколько экземпляров уже настоящих авиалайнеров. Ford 5-AT Trimotor, сконструированный в 1926 году уже по компоновке похож и на современные авиалайнеры.
Самолет мог брать на борт 11 пассажиров. Чтобы поднять такую загрузку в воздух, потребовалось установить целых 3 мотора! Отсюда и название авиалайнера - "Тримотор". На момент своего создания лайнер был самым крупным самолетом в Америке.
Самолет Форда был одним из самых массовых авиалайнеров на рубеже 20-30х гг. Всего было построено 199 самолетов, которые возили пассажиров на регулярных авиалиниях с 1926 до 1933 года. В то время парк авиакомпаний состоял из лайнеров совсем других производителей, чем сейчас. На маршрутах доминировали машины Фоккер, Форд, Локхид и Юнкерс.
Боинг громко заявил о себе в начале 30-х, представив революционный по тем временам авиалайнер Боинг-247.
Двухмоторный цельнометаллический авиалайнер был построен специально для комфортной перевозки пассажиров. Он имел такие инновации тех лет, как убирающееся шасси, герметичный пассажирский салон и закрытую кабину экипажа. Боинг-247 также остался известен тем, что на нем впервые в истории авиации появилась стюардесса.
Впрочем, борьбу за пассажира Боинг тогда проиграл Дугласу. Самолет Douglas DC-3, настоящая легенда гражданской авиации, прославился тем, что сделал авиаперевозки действительно массовых явлением. В Смитсоновском авиамузее 2 конкурента 1930-х гг. висят под потолком рядом друг с другом.
DC-3 окрашен в ливрею американской авиакомпании Eastern Airlines.
Расцвет поршневой пассажирской авиации пришелся на послевоенные годы, пока их не вытеснили реактивные авиалайнеры в конце 1950-х гг. Интерес для любителей авиации представляет кабина одного из самых совершенных поршневых лайнеров - Douglas DC-7.
В музее выставлен фрагмент лайнера авиакомпании American Airlines в блестящей окраске из полированного металла, популярным тогда способ отделки фюзеляжей.
Я тоже заглянул внутрь.
Помимо пилотской кабины (фото выше) здесь представлен небольшой фрагмент пассажирского салона.
Более крупные и современные авиалайнеры представлены в филиале Смитсоновского музея в аэропорту. Там мне, к сожалению, не удалось побывать.
Вторая мировая война
Большой зал в музее показывает авиатехнику времен Второй мировой войны. В основном здесь представлены истребители различных стран, принимавших участие в войне.
Американский палубный истребитель F4F-4 Wildcat:
Итальянский Macchi C.202 Folgore, а под ним американский P-51D Mustang:
Основной японский истребитель Второй мировой войны A6M5 Zero:
Немецкий Мессершмитт Bf.109G-6:
А это один из первых серийных реактивных истребителей - тоже немецкий Мессершмитт Me-262:
В выставочном зале итальянский Макки подвешен очень удачно. Истребитель как будто атакует летящий прямо на тебя американский бомбардировщик Б-17, изображенный на заднем фоне на огромном панно.
Тема бомбардировочной авиации союзников представлена фрагментом кабины британского "Ланкастера":
Военно-морская авиация
Военно-морской флот для США традиционно является гордостью и основой военной мощи. Поэтому и тема военно-морской авиации удостоилась отдельного павильона.
Начинается история с 1930-х гг. Основным истребителем американского флота тогда был этот Boeing F4B-4:
Несколько самолетов показывают палубную авиацию США во время Второй мировой войны. На следующем фото пикирующий бомбардировщик SBD Douglas:
Современную авиацию представляет очень хорошо детализированный макет авианосца "Энтерпрайз"...
...модели других самолетов и вертолетов.
Летная палуба авианосца воспроизведена очень достоверно.
Освоение космоса и БПЛА
Завершающий зал Смитсоновского аэрокосмического музея посвящен ракетно-космической технике и беспилотным летательным аппаратам.
Начинается история с Фау-1. Это первая в мире крылатая ракета, которой немцы в 1944-45 гг. обстреливали Лондон.
В зале также представлены несколько типов современных крылатых ракет и беспилотников американской разработки.
Можно здесь увидеть и большие ракеты-носители.
Несколько экспонатов отражают исторические вехи в освоении человеком космоса. Связаны они, конечно, в первую очередь с достижениями американской космонавтики.
Лунный модуль космического корабля «Аполлон». В музее представлен не летавший в космос резервный модуль. На именно на таких американцы несколько раз высаживались на Луну в 1969-1972 гг.:
А на таком транспорте астронавты передвигались по Луне:
Не осталось без внимания историческое событие времен Холодной войны. Нечастым примером сотрудничества СССР и США стала стыковка и совместный полет советского космического корабля "Союз" с американским "Аполлон". Состоялась эта стыковка 17 июля 1975 года. Выглядело это так:
На выходе из музея посетители могут посетить магазин сувениров, расположенный в цокольном этаже. Кроме того, внутри музея можно полетать на авиасимуляторах.
Осмотр экспозиций Смитсоновского Национального музея авиации и космонавтики в Вашингтоне у меня занял примерно 3 часа. Музей, безусловно, интересный с многими уникальными экспонатами. Особенно отмечу удобное расположение в самом центре столицы США.
Комментарии
Добавить комментарий