Если Вам приходилось бывать в аэропорту Никола Тесла в Белграде, то Вы наверняка замечали необычное здание круглой формы, которое стоит у дороги перед въездом в аэропорт.
В этом здании размещается главный музей авиации в Сербии - правильно именуемый Музей югославского воздухоплавания.
Где находится музей авиации в Белграде
Авиамузей легко найти. Особенно, если Вы вылетаете или прилетаете в аэропорт Белграда. Здание расположено всего в 200 м от пассажирского терминала. Пешком можно дойти минут за 5-10. На представленной карте можно увидеть месторасположения музея.
Музей в современном виде работает здесь с 1989 года. Специально спроектированное для него здание вместило в себя экспозицию, рассказывающую об истории авиации Югославии - уже не существующей страны, в которую ранее входили такие современные государства как, Сербия, Черногория, Хорватия, Словения, Босния и Герцеговина, Северная Македония.
Здание музея построено на небольшой возвышенности. На лестнице, ведущей ко входу, установлен самый успешный самолет югославской разработки - легкий штурмовик СОКО Г-2 «Галеб». Этот самолет производился серийно 20 лет - с 1964 по 1985 гг. Известен тем, что на авиасалоне в Ле-Бурже получил награду как лучший самолет в своем классе. А также тем, что стал первым югославским самолетом, поставлявшимся на экспорт.
Коллекция музея воздухоплавания состоит из около 50 летательных аппаратов, размещенных внутри здания и еще более 10 объектов на улице.
Уличная экспозиция
Свой осмотр я начал с уличной экспозиции. Объекты расставлены перед входом в музей. Здесь можно найти несколько вертолетов, состоявших на вооружении югославской армии.
Противолодочный вертолет Ка-28:
Транспортный Ми-4:
Ми-8 в санитарном исполнении:
Также выставка включает несколько винтовых самолетов.
Послевоенный пассажирский самолет Ил-14:
Вид у уличных самолетов удручающий. Техника требует ремонта и покраски. Далее знаменитый Дуглас DC-3.
И еще один интересный экземпляр. ААС-1 «Тукан» - такое название носил выпускавшийся во Франции немецкий поршневой транспортный самолет Юнкерс Ю-52.
Под навесом, в гораздо лучшем состоянии, стоит уникальный экспонат - летающая лодка Short SA.6 Sealand. Было построено всего 25 аппаратов этого типа. Один из них сохранился в белградском музее.
С обратной стороны музея оборудовано что-то типа мастерской.
Какие-то самолеты здесь, видимо, восстанавливают. Но, в общем виде эта поляна скорее напоминает кладбище самолетов, чем музей.
Вот еще один интересный экспонат - деревянный макет истребителя МиГ-29, служивший ложной мишенью для авиации НАТО во время бомбардировок Югославии в 1999 году.
Самый крупный самолет на уличной площадке, да и во всем музее, - реактивный пассажирский SE-210 Caravelle (Каравелла). Югославская авиакомпания JAT эксплуатировала несколько таких авиалайнеров в 1960-70х гг. Жаль, что состояние этого интересного самолета тоже оставляет желать лучшего. Внутрь войти нельзя, можно осматривать лайнер только снаружи.
Закончив с уличным осмотром, захожу внутрь. У входа вывеска на сербском языке.
Рождение югославской авиации
Экспозиция начинается с рождения югославской авиации. Первый экспонат - это полноразмерная копия первого югославского самолета Сарич Бр.1.
Аэроплан построил в 1910 году пионер югославской авиации - спортсмен, инженер и одновременно пилот Иван Сарич. Первый полет этого самолета, состоявшийся в июне 1910 года, открыл историю югославской авиации.
Следом идет еще один важный для музея экземпляр - учебно-тренировочный самолет Физир ФН. Аппарат в 1929 году положил начало югославской авиационной промышленности, став первым запущенным в серийное производство.
Сверху демонстрируется еще один представитель югославской довоенной авиации - учебный планер Врабач-А, созданный в 1939 году. Летательный аппарат тоже относится к плеяде "первых" - он стал первым планером в Югославии, выпускавшемся серийно.
Планировка музея
Перед тем, как продолжить рассказ, скажу пару слов о структуре музея. Внутри здание имеет форму круга и два этажа. По сути это один большой зал, где экспонаты выставлены по окружности.
Аппараты размещены в 2 яруса. На первом этаже они стоят на полу, а со второго этажа самолеты можно наблюдать подвешенными под потолком как раз напротив взгляда.
Чтобы осмотреть коллекцию музея, нужно идти по кругу по часовой стрелке. Таким образом самолеты выстроены в хронологическом порядке.
Вторая мировая война
Следом за пионерами югославской авиации следует большая экспозиция самолетов Второй мировой войны.
Югославская регулярная армия было достаточно быстро разбита Вермахтом в 1941 году и страна 4 года была оккупирована немцами и их союзниками. Как я понимаю, ни один из самолетов довоенных королевских ВВС Югославии. Поэтому, в музее представлены самолеты уже новых военно-воздушных сил Югославии, сформированных при помощи Великобритании и Советского Союза в 1944 г.
По сути это была авиация партизанской армии. Поэтому, довольно разношерстная. В ее состав входили и трофейные немецкие истребители Мессершмитт-109,...
... и британские Харрикейн и Спитфайр (так называемые Балканские ВВС, воевавшие под эгидой британской армии),...
а также советские Яки, Ил-2, По-2, полученные от Советского Союза. Нужно отметить, что представленный в белградском музее истребитель Як-3 является уникальным. Так как это единственный сохранившийся в мире оригинальный Як-3 (то есть он полностью "родной", не восстановленный).
Рядом с Як-3 разместился интересный экспонат. Поначалу я подумал, что это какой-то детский аттракцион. Оказалось что это авиационный тренажер 1930-х гг. В таком летчиках обучали "слепым" полетам по приборам.
В 1948 году между Югославией и СССР разгорелся политический конфликт. Свое отражение он нашел и в истории авиации. Во-первых, на базе самолетов Яковлева в Югославии был разработан собственный истребитель Икарус С-49 (на фото ниже).
Во-вторых, как в военной, так и в гражданской авиации Югославии появилась американская техника. Например, представленный в музее истребитель-бомбардировщик "Тандерболт":
Рядом с самолетом выставлен его двигатель. Мощный 18-цилиндровый Pratt & Whitney R-2800.
Здесь же фрагмент кабины еще одного истребителя Второй мировой войны "Лайтнинг".
Вхождение югославской военной авиации в реактивную эру тоже произошло с участием американских авиастроителей. В музее представлен истребитель Ф-86 "Сейбр" 1950-х гг.
Однако, в 1960-ее годы выбор был вновь сделан в пользу советской техники. Основным истребителей югославских ВВС на 3 десятилетия стал знаменитый МиГ-21.
Все экспонаты в музее воздухоплавания сопровождаются информационными табличками на специальных стендах.
Судя по всему, эти таблички не менялись с момента открытия музея в 1989 году. Сегодня они уже сами по себе выглядят как артефакты из прошлого - с текстами от печатной машинки и аккуратно наклеенными на листы ватмана фотографиями и схемами.
Самолеты югославской разработки
Показанные выше самолеты ВВС Югославии разных лет размещены по окружности помещения. Центр зала в виде "малого круга" отведен для самолетов собственной югославской разработки.
Почетное место в самом центре круга занимает самолет СОКО J-22 «Орао».
Такой статус этот истребитель-бомбардировщик получил из-за того, что стал последним и самым совершенным самолетом Югославии. "Орао" разрабатывался в сотрудничестве с Румынией, совершил первый полет в 1974 году и серийно выпускался с 1978 по 1992 гг. (произведено 165 штук).
Несколько этих самолетов до сих пор остаются в строю в ВВС Сербии. А поскольку страны под названием "Югославия" с 2003 года не существует, то более современного югославского самолета уже разработано не будет. Ни одна из стран бывшей югославской федерации своих самолетов не производит.
Красавца "Орао" окружают несколько мелких самолетов. Несколько из них привлекли мое внимание.
Очень необычный экспериментальный самолет Икарус-451.
Особенность конструкции в том, что пилот в самолете размещается лежа! Сомнительное решение. Не удивительно, что самолет был построен только в одном экземпляре.
Еще один корявый с виду самолет с таким же названием Икарус-451М (по сравнению с предыдущим самолетом в название добавлена буква М). Аппарат примечателен тем, что стал первым югославским реактивным самолетом. Разработанный в качестве учебно-тренировочного, самолет совершил первый полет в 1952 году. Характеристики оказались слабыми, поэтому в серию этот Икарус не пошел. Для учебных целей были закуплены американские Т-33.
Легкий транспортный самолет Утва-66, созданный в 1966 году.
Это единственный во всем музее самолет, в который можно попасть внутрь.
Дети этим активно пользуются.
И не только дети... Вот такую свадебную фотосессию я наблюдал во время своего посещения музея.
Коллекция музея хорошо отражает "золотую эпоху" балканской авиации. А вот после распада Югославии похвастаться уже особенно и нечем. В музее я обнаружил только одну экспозицию, открытую после 1990 года. Посвящена она бомбардировкам Сербии в 1999 году.
Бомбардировки НАТО Югославии
В период с 24 марта по 10 июня 1999 г. авиация НАТО проводила массированные бомбардировки Союзной Республики Югославия, которая на тот момент состояла только из 2-х республик - Сербии и Черногории. Ударам подверглась территория Сербии, включая входившую тогда в ее состав автономную область Косово.
Подавляющее количественное и качественное превосходство авиации НАТО (в операции участвовали более 1000 самолетов) позволяло проводить операцию практически без потерь. Сербским силам ПВО удалось сбить лишь несколько боевых единиц противника.
В музее воздухоплавания в Белграде можно увидеть обломки 3-х сбитых летательных аппаратов - истребителя Ф-16, штурмовика-невидимки Ф-117 и боевого беспилотника "Предатор".
Второй этаж музея
На втором этаже музея можно рассмотреть самолеты, подвешенные к потолку. Не буду останавливаться на каждом экспонате. Покажу лишь несколько, показавшихся мне необычными.
Бюкер-133 "Юнгмайстер" - известный немецкий пилотажный самолет 1930-х гг.:
Югославский учебный самолет Утва 213-3. Эксплуатировался с 1951 по 1961 гг. В музее представлен единственный оставшийся экземпляр из 256 построенных.
Соко-522. Еще один учебно-тренировочный самолет югославских ВВС. Служил с 1955 по 1978 гг.
Американский вертолет Сикорский S-51. Стал первым вертолетом в югославской армии, эксплуатировался c 1954 по 1967 гг.
Также на втором этаже выставлены несколько двигателей и планеров.
Экспозиция авиакомпании JAT
В центре зала на 2-м этаже оборудована выставка, посвященная гражданской авиации Югославии.
Информационные стенды, созданные еще в 1990-е гг., рассказывают историю авиакомпании JAT - уже несуществующего национального перевозчика Югославии.
В сожалению, живой гражданской авиатехники внутри музея практически нет. Только вертолет Ми-2 в желтой медицинской окраске.
Тем не менее, интересно посмотреть на старые фотографии. Как, например, подборка ретро-фотографий белградского аэропорта.
Вот так выглядел аэропорт в начале 1960-х гг.:
А это уже конец 1970-х. Построен новый пассажирский терминал, добавлены телетрапы.
Стенд с печатной рекламой авиакомпании JAT:
Авиалайнеры советского производства Югославия не закупала, предпочитая американские Боинги и Дугласы или французскую "Каравеллу". В 1960-х гг. флагманом авиакомпании JAT был Боинг-707. В музее можно увидеть макет его пассажирской кабины.
Стенд с моделями авиалайнеров, летавших под флагом Югославии:
В музее воздухоплавания также представлены масштабные модели военных самолетов Королевских ВВС Югославии, не сохранившихся в оригинале.
Интересно, что самыми современными истребителями Югославии, в момент нападения на нее Германии в 1941 году, были немецкие Мессершмитты, закупленные незадолго до этого.
Мой осмотр музея югославской авиации в Белграде занял около 2-х часов. Задуманный когда-то как главный авиационный музей большой страны Югославия уже утратил свою роль. Но сегодня музей интересен тем, что здесь можно увидеть редкие самолеты, которые трудно найти где-либо еще.
Комментарии
Добавить комментарий